Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

В процессе формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста огромную роль играют особенности семейного воспитания. Проводимых исследований по выявлению влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста у здоровых детей крайне недостаточно, за исключением отдельных работ, к которым можно отнести: Столина В. В. ,1983; Хоффман М., 1982, Варга А. Я., 1985;. В этой связи становится очевидным, что представленная тема исследования является более чем актуальной.

Развитие самооценки у ребенка — это очень важный процесс, который имеет сложнейшие системные структурные характеристики, в состав которых можно включить: эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты, все это говорит о том, что исследование развития процесса формирования самооценки у ребенка, нуждается в комплексном подходе, а так же учете социальных и биологических факторов в развитии ребенка. Более того, давно уже стало очевидным, что главную роль в процессе формирования самооценки у ребенка играет семейное воспитание.

Проблема исследования . Как родительское отношение влияет на развитие самооценки старших дошкольников?

Состояние разработанности проблемы . Вопросы развития самооценки у детей рассматривались Р.Бернсом, И.С. Коном, В.В. Столиным, И.И. Чесноковой , А.Г. Спиркиным и др.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования : тип родительского воспитания определяет уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологических исследований по проблеме развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

2. Установить особенности влияния детско-родительских отношений на развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

3. Организовать экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретические (анализ; обобщение), эмпирические.

Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах

Семья — это ячейка общества, которая во все времена находится в центре общественного внимания.

В современной педагогике, также как и в народной, всегда отдавался приоритет семейному воспитанию детей. К сожалению, современные родители нередко считают, что главное в воспитании дать ребенку материальные блага и не слишком задумываются о его духовном становлении. Часто родители воспитывают детей, опираясь на интуицию, на то, как их воспитывали, а не на знание педагогики. А между тем, недостаток педагогических знаний и научных представлений может нанести вред воспитываемому ребенку, в особенности таким личностным качествам как развитие собственно самооценки. [1, с. 253]

В настоящее время имеются достаточно убедительные доказательства о принципиальной значимости и, в некоторой мере, незаменимости семьи для формирования личности ребенка (Варга А. Я., 1985, 1987). Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве, говорит о возникновении необратимых искажений личности ребенка как о следствии воспитания ребенка вне семьи.

С теоретической точки зрения, семейное воспитание — системное целенаправленное воздействие на детей взрослых членов семьи и всего семейного уклада.

В задачи семейного воспитания входит подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, усвоения ими знаний, умений и навыков, образующих фундамент нормального формирования и функционирования личности. Дальше, чем педагогические исследования, в этом вопросе продвинулись клинико-психологические исследователи, анализирующие типологическую роль различных типов семейного воспитания (Захаров А. И., 1981) (рассматриваются три наиболее общих типа воспитания: отвергающее; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое) и роль семейных конфликтов, способных стать условием патологической фиксации невротических реакций, в формировании у детей невротических радикалов личности.

Наибольшее количество накопленного материала касается эмоционального отношения родителей и детей, которое можно подразделить на две группы:

‒ крайние нарушения взаимоотношений с детьми при материнской девиации;

‒ исследование влияния эмоционального отношения родителей к детям на особенности формирования самоотношения ребенка в условиях нормальной жизни семьи.

Изучение семейного воспитания позволило Л. С. Бородушкиной (1986) прийти к выводу о том, что на формирование ребенком дошкольного возраста отношения к семье как ценности самым тесным образом влияет удовлетворенность им тем положением, которое он занимает в семейном коллективе. Ю. Б. Бакина (1987) представила практические случаи оптимизации и коррекции отношений ребенка с родителями в случае их нарушения. Одна из ведущих целей всей психокоррекционной работы с родителями, по мнению автора, — это заставить их отказаться от чрезмерной опеки и использования императивных способов воздействия по отношению к своим детям.

В исследованиях Т. В. Нещерет (1978) показывается, что отношение к ребенку в семье и, в первую очередь, со стороны родителей в значительной степени определяет межличностные связи ребенка, его положение в общественных группах. Эти положения существенно дополняются результатами исследования семейного воспитания Е. В. Насоновой (1989), где показано, что независимо от типа взаимоотношений в семье, матери и отцы строят разные модели взаимодействия с мальчиками и девочками. Именно эти модели оказывают решающее влияние на устанавливаемые ребенком отношения со взрослыми и детьми.

Н. Н. Обзоровым совместно с О. Н. Абакумовым и Т. М. Трапезниковой (1978) было проведено исследование, охватившее не только отдельные элементы семьи (отец, мать, ребенок), но и комплекс их взаимосвязей:

‒ отношение ребенка к матери и отцу отдельно и к ним вместе как к целому — родителям;

‒ отношения между родителями (особенности взаимопонимания и конфликтность взаимодействий).

Из составляющих трехкомпонентную структуру взаимодействий, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты во взаимодействии родителей-супругов, оцениваются когнитивный и эмоциональный компоненты, отчасти поведенческий (с помощью методики, фиксирующей конфликтности); со стороны ребенка — преимущественно эмоциональный.

Диагностика родительского воспитательного поведения по отношению к ребенку, под влиянием которого формируется его личность, дает возможность проанализировать те или иные личностные качества и нормы поведения детей. Так, М. Хоффман (1982) указывает, что если родители применяют для предотвращения преступников угрозы, силовые принуждения, то дети скорее испытывают страх наказания. Если же родители обращают внимание ребенка на последствия его поступков для другого, то ребенок впоследствии испытывает чувство вины.

Психологи показали, что сочетание высокой социальной направленности с урегулированными внутрисемейными взаимоотношениями создает оптимальные условия для развития личности воспитываемых в семье детей, способствует совершенствованию всех членов семьи. Семейное воспитание рассматривается как процесс совместного решения членами семьи разнообразных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

В ряде исследований рассматриваются социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений в семье, со спецификой семейного общения.

Отмечено, что в семьях, в которых доброжелательное отношение к ребенку сочетается с заботой об остальных членах семьи, ребенок обучается учитывать интересы и нужды близких людей, вникать в их эмоциональное состояние.

В семьях деликвентных детей преобладающими типами воспитания выступает гиперопека со стороны матери, полное равнодушие родителей к ребенку, жестокое или агрессивное отношение одного или обоих родителей.

С. П. Тищенко (1987), на основе обнаруженных в ходе изучения семей существенных показателей оценочного отношения взрослых к ребенку, выделено 3 типа этого отношения, доминирующего в различных семьях:

‒ справедливо-требовательное, поощряющее;

‒ нетребовательное, восторженно-опекающее;

‒ формально-требовательное.

А. А. Валантинас (1986) проанализировал результат исследования усвоения детьми нравственных норм в зависимости от способа их предъявления взрослыми и от особенностей усвоения нравственных норм испытуемыми с разными формами эмпатии. Были выделены следующие способы предъявления норм взрослыми ребенку:

‒ как правило, поведения с последующими санкциями за их нарушения;

‒ как абсолютное правило поведения;

‒ как правило, поведения с рациональным объяснением;

‒ как правило, поведения с рациональным объяснением и привлечением эмоционального опыта ребенка.

Установлено, что испытуемым нормы социального общежития чаще всего предъявляется взрослыми как абсолютное правило поведения и, как правило, поведения с последующими санкциями за их нарушение. [14, с. 36]

Имеется очень мало работ, посвященных целостному изучению семьи, изучается либо отдельный ребенок, либо взаимоотношения женщины и мужчины. В исследованиях С. А. Ладывир (1977) показано, что эмоциональная ориентация ребенка на взрослого возникает в процессе внутрисемейного общения. Источником зарождения у ребенка эмоционально-положительных отношений к членам семьи служит совместная домашняя деятельность, приобщение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста к добрым делам родителей, что является подготовкой ребенка к новым контактам не только с родителями, но и с другими людьми. С. П. Тищенко (1987) показано, что наиболее эффективным является такой тип воспитания в семье, при котором у детей формируется оптимальный уровень потребности в одобрении, похвале, поощрении их близкими. Средствами формирования такой потребности являются:

1. Правильная мотивация родителями своих требований с аргументацией последствий собственных действий для окружающих.

2. Развитие представлений ребенка о себе как о заслуживающем уважения; повышение уровня стимулирующих оценок.

3. Избегание недифференцированной оценки личности ребенка в случае его неудач и промахов.

Способы общения родителей с ребенком тесно взаимосвязаны с характером родительского отношения. Последнее рассматривается в психологической литературе, исходя из трехкомпонентной структуры межличностного взаимодействия с поведенческим, когнитивным и эмоциональным аспектами (Бодалев А. А., Столин В. В., 1983).

При изучении влияния внутрисемейных отношений на развитие ребенка в исследованиях отмечается взаимосвязанность вышеупомянутых компонентов в родительском отношении к ребенку, однако, при ведущей роли эмоционального. Это подтверждается исследованиями, указывающими на явление материнской деривации у детей, испытавших эмоциональное отвержение в раннем возрасте (Лангмейер И., Матейчик 3., 1985).

Насоновой Е. Б. (1989) выделены наиболее общие типы эмоциональных отношений: гиперопека, разумная любовь, амбивалентность и отвержение (по параметрам приятие-неприятие, близость-отдаленность) и составлено их описание, исходя из данных специальных психологических исследований.

Гиперопека представляет собой родительское отношение, основанное на приятии ребенка и стремлении установить тесный эмоциональный контакт с ним. Усиленное внимание, направленное на ребенка, предполагает контроль его поведения, внутреннего мира, мыслей, переживаний. Стремление родителей к близости с ребенком сочетается с представлением о ребенке как о кумире семьи. Как правило, такие родители относятся к ребенку как к более маленькому.

Разумная любовь родителей характеризуется приятием ребенка, соучастием в его переживаниях, но с некоторой личностной дистанцией. Это проявляется в признании прав ребенка, уважении его мнения, представлении определенной свободы действий, соответствующей его возрасту. Такие родители относятся к рубанку с теплотой и любовью, но при этом предъявляют разумные требования.

Амбивалентность родительского отношения характеризуется противоречивостью. Это проявляется, с одной стороны, в стремлении к опеке ребенка, близости с ним, мелочному контролю его поведения, с другой — в неприятии ребенка таким, какой он есть, его физических, психических и личностных особенностей. Это сопровождается постоянным выражением недовольства действиями и поступками ребенка, а также недостаточностью личностного общения.

Отвержение характеризуется значительной эмоциональной дистанцией между родителями и ребенком, в основе которой лежит неприятие родителями своего ребенка (с разной степенью осознанности). Общение с ребенком сведено до минимума. Отвержение — это отдаленность и холод в отношении к ребенку. Такие родители либо культивируют строгость в воспитании, жестокую дисциплину, либо равнодушны к делам и потребностям ребенка. Переживания ребенка во всех случаях не привлекают внимания родителей.

В исследовании А. Я. Варги (1987) в структуре родительского отношения к ребенку младшего школьного и младшего подросткового возраста был выделен самый мощный фактор — интегральное эмоциональное отношение.

Один из аспектов изучения роли семьи в формировании личности ребенка является создание типологии родительского поведения. Значительное множество приведенных в исследованиях типологий различаются по параметрам, использованным при их разработке. Так, круговая модель родительского отношения Е. С. Шефера и Р. К. Белла (1964) представляет собой систему координат со шкалами принятие-отвержение, автономия-контроль. Любое отношение родителей может быть обозначено в такой системе. А. Я. Варга (1987) на основе различных сочетаний поведенческого, эмоционального и когнитивного аспектов выделяет четыре типа отношения к психически здоровому ребенку у родителей, испытывающих трудности в воспитании: принимающе-авторитарное, отвергающее с элементами инфантилизма, симбиотическое, симбиотически-авторитарное.

Р. Кэттел (1969) при измерении внутрисемейных отношений применяет типичную модель семьи, состоящую из отца, матери, сына и дочери, с 14-ю личностными связями. Отношение родителей к детям определяется по шкалам, устанавливающим поведенческий и эмоциональный аспекты взаимоотношений, целостное отношение состоит из комбинаций описанных качеств с их вариативным относительным значением. Не останавливаясь на характеристике всех имеющихся на сегодняшний день в литературе типологиях родительского отношения к детям, отметим, что для этого исследования наиболее показательными являются работы, вскрывающие влияние родительского отношения на личностное развитие ребенка. [3, с. 112-113]

Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста.

Психологическое изучение формирования и развития личности невозможно без учета того реального жизненного контекста, в котором осуществляется развитие личности, т. е. для подлинно научного понимания личности следует рассматривать ее в целостности социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода является, в частности, изучение личности в рамках семейных взаимоотношений. Традиционно роль взрослого признается ведущей в общении и психическом развитии ребенка. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным опосредующим звеном между остальными связями ребенка с миром. Именно в этом качестве семья оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Но в настоящее время сделаны лишь шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойством в данной среде, хотя исследования такой направленности очень нужны для разработки адекватной системы психологического консультирования, ее теоретического обоснования.

Р. Берне (1986), автор Я-концепции, отмечает непомерно мало существенных исследований в области семейных перемен, как существенных детерминант развития Я-концепции ребенка. В данном анализе в первую очередь рассматриваются вопросы особенностей взаимоотношения типа родитель-ребенок, которые имеют решающее значение в становлении личности ребенка и его самооценки и самоотношения.

Прежде чем анализировать конкретные исследования, следует отметить, что работы, выполненные в рамках педагогического подхода, освещают общие проблемы воспитания ребенка в семье и отдельные его аспекты, но эти работы носят в основном описательный характер. Социально-психологические работы раскрывают влияние семейных взаимоотношений на личностные характеристики ребенка, проявляющееся в поведении и общении.

Представителями психоаналитического направления, последовательно и углубленно изучающими роль семьи в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста, подчеркивается роль характера отношений значимых других — прежде всего, матери к ребенку — в развитии здоровой или нейропсихической самооценки. Отвержение ребенка в раннем детстве, жестокая регламентация его поведения, неправильные установки воспитания приводят к формированию чувства неполноценности, нереалистических представлений о себе, зависимости от оценки окружающих, враждебности и подозрительности по отношению к окружающим, эгоцентризма, неразвитости социального чувства, создает трудности в установлении теплых доверительных отношений с другими людьми.

Родительское отношение — это тенденция к определенным поступкам, мыслям, чувствам, ориентированным на собственного ребенка, определенное видение своего ребенка. Это понимание соответствует 3-х компонентной структуре отношений.

Решающее значение общения ребенка со взрослым для его психического и личностного развития доказано многочисленными исследованиями, посвященными изучению явлений госпитализма, материнской деривации, феномена дефицита общения, развития потребности общения у ребенка в специально формируемых экспериментах, а также сравнением детей, воспитывающихся в семье. [12, с. 138]

Важнейшую роль в обеспечении психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, развития их личностных особенностей, социальной адаптации в будущем школьном коллективе, усвоении нравственных норм, развитии эмпатии, эмоциональной отзывчивости отводится детстко-родительским отношениям.

Первой социальной группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка, является семья. Невозможно решить все проблемы семейного воспитания оптимизацией только социально-экономических условий жизни семьи. Огромное влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности оказывают социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений и общения в семье.

Так, конфликты в семье вообще и между родителями и детьми в частности оказывают значительное влияние на социальное поведение ребенка при общении со сверстниками, способствуют росту внушаемости (Нещерет Т. В., 1978). Родительская позиция отвержения формирует у ребенка агрессивность, тормозит его эмоциональное развитие, затрудняет общение со взрослым и детьми. Позиция уклонения от общения способствует развитию неспособности ребенка к установлению прочных эмоциональных связей, т. е. его эмоциональной неустойчивости в общении с другими людьми. Позиция опеки формирует чувство беспокойства, постоянной тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания. Родители, проявляющие жестокость, равнодушие, отрицательно влияют на формирование особенностей социального поведения и эмоциональных проявлений ребенка в отношении других людей. Патогенными для эмоционального развития ребенка являются такие типы родительского отношения, как эмоциональное отвержение, гиперопека, рождаемая виной, и общение по принципу двойной связи. Наиболее травматичным для детской аффективной сферы является отвержение.

Дети с альтруистической направленностью поведения перенимают стиль поведения родителей, относящихся с эмпатией и сочувствием к несчастью других. Альтруизм реального поведения, в отличие от вербального, воспитывается в реальных жизненных ситуациях общений, а не под действием морализирования, причем максимальное воздействие альтруистической установки воспитателя на ребенка происходит в случае его теплых, доверительных отношений с ребенком. Теплая атмосфера в семье позволяет родителям даже непроизвольно научить ребенка адаптивным паттернам поведения, что благотворно сказывается на его социальной компетенции.

Семейное воспитание влияет в первую очередь на особенности эмоциональной сферы детей и аффективных проявлений в социальном поведении. Исследователями проблем развития общения детей со сверстниками подчеркивается, что понять своеобразие общения детей, выявить его качественные особенности можно только в контексте общения со взрослыми.

В работах Т. П. Гавриловой, Е. Т. Соколовой (1981), выполненных под руководством В. В. Столина (1983), рассматриваются проблемы психодиагностики и психической коррекции нарушенных семейных отношений и отклонений в развитии.

Т.С. Татарская (1988), изучая различные типы семейного воспитания и влияния их на формирование адекватной самооценки личности ребенка будущего школьника, обратила внимание на разнообразие воздействия семьи, которое обуславливает то или иное поведение ребенка в саду и будущем классном коллективе.

Важно дифференцированное распределение обязанностей в семье у детей с завышенной и заниженной самооценкой. Родителям застенчивых, неуверенных в своих силах детей рекомендуется включать своих детей в общение с другими людьми. Детям же эгоистичным, высокомерным, с завышенной самооценкой надо поручить дела, связанные с заботой о других людях.

В. П. Левкович (1983) выделил два типа взаимоотношений в семье, оказывающих негативное влияние на формирование личности ребенка:

негативные межличностные отношения родителей и детей;

гипертрофированные формы позитивных контактов между ними.

Кроме того, на формирование личности ребенка крайне отрицательно сказывается игнорирование родителей его духовного мира. Такие отношения, условно названные формальными, возникают тогда, когда родители сводят свои функции к контролю, санкциям, поощрениям, материальному обеспечению, что не может в полной мере обеспечить установление прочных духовных контактов между родителями и детьми. Уровень взаимопонимания формирует и специфический стиль общения между родителями и детьми, которые может быть как дружеским, уважительным, так и приказным, безапелляционным.

Как показали результаты проведенного исследования, каждый из этих стилей оказывает влияние на эмоциональное состояние детей. Если доверительный стиль способствует хорошему настроению, приливу энергии, то приказной стиль вызывает беду, раздражение, снижение общего жизненного тонуса. От стиля общения зависят и воспитательные возможности семьи. Положительно окрашенные эмоциональные контакты облегчают воспитательное воздействие, отрицательные же затрудняют.

Стиль общения оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Доверительный стиль способствует формирование у них собственного достоинства, доброжелательности, приказной же формирует скрытность, озлобленность, жестокость, низкий уровень человеческого достоинства, безынициативность, привычку к слепому подчинению.

Возможно отрицательное влияние и ненормального разрастания позитивных эмоциональных контактов между родителями и детьми. Родительская любовь, предполагающая не только заботу о детях и внимание к ним, но также требовательность и критичность, помогает ребенку понять ценность собственного Я, сформировать адекватную самооценку, что затруднительно при снижении критичности родителей к своим детям.

Заключение

На основании проведенного исследования будет целесообразно заключить, что, во-первых, в настоящее время имеются достаточно убедительные доказательства о принципиальной значимости и, в некоторой мере, незаменимости семьи для формирования личности ребенка.

Во-вторых, анализ литературы, посвященной проблеме семейного воспитания как фактора формирования личности детей дошкольного возраста, а так же развитие самооценки позволяет констатировать следующее:

1. Накопленный в исследовании данной проблемы опыт может стать базой для оптимизации семейного воспитания.

2. С позиций деятельностного подхода к проблемам воспитания позволительно говорить о стилевых особенностях семейного воспитания.

3. В доступной литературе недостаточно обсуждаются половые (отцы и матери) и культурные различия в стилях семейного воспитания.

В-третьих, становление самооценки в старшем дошкольном возрасте, происходит зачастую, в отношение к общественной группе (детский сад, кружки, семья) и оценке своих достижений в ней.

Особенно это касается семьи, так негативные тенденции в семье могут отрицательно сказаться на развитии не только самооценки ребенка, но и его личностном развитии в целом.

Для исследования влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в данной курсовой работе были подобраны следующие методики : Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера на выявление типа родительского воспитания . Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста — методики Лесенка и Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).

Анализ результатов показал, что у детей с родительской гипопротекцией уровень самооценки выше, чем у детей с гиперпротекцией. Можно предположить, что это происходит из-за того, что дети с гипопротекцией чувствуют себя более самостоятельными, взрослыми , нежели дети с гиперпротекцией, которых постоянно контролируют родители.

Список использованной литературы

Буркова С.А. Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 252-255.

Благополучие молодой семьи: опыт, проблемы и перспективы: сб. тезисов.

Гайсина Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана

Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 132-135.

Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика.

Палецкий С. Социальное развитие неблагополучных учащихся в школьной научной сообществе // Народное образование.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Социальная работа: Учеб. пособие / В. И. Курбатов [и др.]. ( 5-е изд. ( Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. — М.: Владос, 2005.

Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы всероссийской студенческой конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. ( Уфа: Изд-во БИТУ, 2007.-212с.

Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. — Уфа: Изд-во БГТТУ, 2010. ( 380с.

Чумаченко Л.Е. Изучение неблагополучной семьи в работе социального педагога образовательного учреждения // Человек в системе образования: тенденции и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (14-16 мая 2009 г.). В 2-х частях. Ч. II. ( Уфа: РИЦБашГУ, 2009. ( С. 137-140.

Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т. И. Шульга.

Элькашалла Бадиазман Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (На материале семей России и бедуинского сектора Израиля) : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 СПб., 2006 176с