Сказкотерапия как метод коррекции агрессивности младших школьников

За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и другими агрессивными проявлениями.

Многие авторы придерживаются точки зрения, указывающей на то, что личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Проблемы агрессивности детей младшего школьного возраста исследовались такими учеными как, Захаров А.И., Бодалев А.А., Бреслав Г.Э., Фонарёва А.М., Фурманов И.А. и многими другими. Агрессивность в «норме» может быть качеством приемлемым и необходимым, так как полное отсутствие агрессивности ведет к формированию конформности и пассивности поведения человека.

Однако, в современной педагогической и психологической практике актуальность проблемы агрессивности связана с причинением вреда, страданий, ущерба окружающим и, зачастую, самому себе.

В настоящее время особое внимание уделяется не только феномену агрессивности, но и проблеме коррекции агрессивных проявлений.

Одним из более популярных и востребованных в настоящее время направлений коррекционной деятельности, направленной на преодоление агрессивности младших школьников является метод сказкотерапии.

Проблемой коррекции агрессивности занимались такие авторы как, Алексеев А.К., Булашевич Т.С., Граник Г.Г., Новиков Л.А., Хиллман Дж. И многие другие ученые.

В процессе изучения проблемы коррекции агрессивности в младшем школьном возрасте с помощью метода сказкотерапии было выявлено противоречие, связанное с тем, что сказкотерапия как метод предполагает высокую эффективность коррекции агрессивности у младших школьников, однако на современном этапе, несмотря на рост числа учащихся с различными отклонениями в поведении уже в начальной школе, и в первую очередь агрессивных детей, недостаточно проводится коррекционных мероприятий.

Таким образом, объектом нашего исследования является агрессивности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: коррекция агрессивности детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии.

Цель исследования — исследование возможностей применения сказкотерапии для коррекции агрессивности младших школьников.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что с помощью сказкотерапии можно снизить проявления агрессивности детей младшего школьного возраста.

В процессе работы над решением выше обозначенной проблемы, а также для достижения поставленной перед нами цели необходимо будет следующие задачи:

проанализировать литературу по проблеме;

определить понятие агрессивность и причины её возникновения в младшем школьном возрасте;

выделить особенности сказкотерапии как метода коррекции агрессивности младших школьников;

провести диагностику агрессивности у младших школьников.

Теоретические основы исследования агрессивности методом сказкотерапии.

Агрессивность в младшем школьном возрасте: понятие, причины и формы проявления.

Существует три группы факторов возникновения агрессии. Мы полагаем, что для детей младшего школьного возраста определяющими являются факторы семейной ситуации, поскольку и влияние школы, и тем более детского сада во многом опосредуются семейной ситуацией. К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок при поддержке семьи и создании ею ситуаций успеха в их областях может не испытывать внутренний конфликт, связанный со школьной неуспешностью. Хотя, начиная с первого класса, в качестве существенного фактора необходимо назвать также и учителя, точнее, его собственные психологические проблемы.

Соответственно все семейные факторы риска можно условно разделить на три основные группы: 1) нарушения психологического развития самих родителей, и, в первую очередь, их повышенная тревожность; 2) неадекватный стиль воспитания ребенка, и, в первую очередь, гиперопека или сверхконтроль; 3) нарушения механизмов функционирования семьи, и, в первую очередь, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей [ Короткова ].

Однако следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на развитие ребенка оказывает не сама семейная ситуация, а в первую очередь восприятие ее ребенком, отношение к ней. Ряд авторов описывает так называемых неуязвимых или жизнестойких детей, которые выросли в достаточно неблагополучных семьях, но сумели добиться жизненного успеха. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Так, например, Р. Мэй, американский психолог, один из ведущих представителей экзистенциального направления гуманистической психологии, считает, что неблагоприятная семейная ситуация негативно влияет на ребенка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она служит источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется трудолюбие, т.е. стремление выполнять любое дело настойчиво и хорошо, получать удовольствие от процесса созидания. Однако если ребенок пребывает в ситуации хронического неуспеха, а родители требуют от него достижений, несовместимых с его возможностями, то вместо трудолюбия у ребенка формируется чувство неполноценности, ощущение себя слабым, неспособным, не готовым к успеху. Такие завышенные требования родителей встречаются слишком часто, поскольку через это они пытаются решить проблемы собственной самореализации. Имеется в виду то, что ребенок должен стать таким, каким хотел, но не смог стать родитель. Понятно, что это ведет к формированию и усилению чувства неполноценности у ребенка. И если это чувство у ребенка закрепляется, то в его поведении будет проявляться агрессия.

Агрессии младшие школьники обучаются при взаимодействии со своими сверстниками, например в игре, очень часто при этом они узнают преимущества агрессивного поведения.

Еще одним фактором возникновения агрессии являются символические примеры. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Психологи классифицируют агрессию по форме проявления на прямую и косвенную. Чаще всего в младшем школьном возрасте агрессия проявляется в косвенной форме, т.е. в виде насмешек, издевательств, ненормативной лексики, обвинений и угроз в сторону объекта агрессии, нанесение ущерба материального плана. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивности младших школьников.

Сказкотерапия — метод консультирования, коррекции, реабилитации и развития, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания и интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. (Эльфика) К анализу сказок обращались в своем творчестве знаменитые отечественныеи зарубежные и психологи: Э. Берн, Э. Фромм, А. Менегетги, Э. Гарднер, Е. Лисина, М. Осорина, Р. Азовцева, Т. Зинкевич — Евстигнеева, Е. Петрова и другие.

Содержание сказок вызывает интенсивный эмоциональный резонанс, как у взрослых, так и у детей.

На наш взгляд, сказка особенно эффективна именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено действием ряда факторов.

Во-первых, младший школьный возраст является в определенной мере переходным этапом от детства к подростковому возрасту, и вчерашний малыш оказывается перед проблемами, которых в дошкольном детстве просто не могло было быть. Это и изменение количества, характера и содержания общения, и смена ведущей деятельности с игровой на учебную и другое. Это все ведет к повышению эмоционального напряжения у детей. Сказка дает возможность ребенку фантазировать и свободно мечтать. Кроме этого, сказка для ребенка не только фантазия и вымысел. Но и особая, позволяющая расширять рамки обыденной жизни, реальность, которая сталкивает со сложными чувствами и явлениями и в сказочной доступной для понимания ребенка форме открывает взрослый мир переживаний и чувств.

Во-вторых, у ребенка указанного возраста развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального отождествления себя с каким-либо человеком или главным героем и перенесение его ценностей, образцов, норм на себя. Поэтому, ребенок через сказку, с одной стороны, сравнивает себя с определенным персонажем, что позволяет ему понять и почувствовать, что не только у него есть такие переживания и проблемы. С другой — в сказке рисуются различные ненавязчивые образы, в которых ребенок может увидеть разные сложные ситуации, позитивную поддержку своих возможностей и веры в свои силы, пути и возможности решения возникающих конфликтов. При этом ребенок сравнивает себя с положительным персонажем. Причина этого в том, что положение, статус героя привлекательнее, чем положение остальных персонажей. В процессе идентификации ребенок усваивает правильные моральные ценности и нормы, различает следующие понятия: добро, зло, благородство и т. д.

Специалисты считают, что метафора устанавливает контакт между правым и левым полушарием мозга. [Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11. С. 6-10.]

Левое полушарие отвечает за процесс восприятия сказки, то есть участвует в извлечении логического смысла из сюжета, правое полушарие, в свою очередь, является полем для фантазий, воображения, творчества, мечтаний. Психологи, использующие метафоры, сказки в работе с клиентами, часто отмечают, что даже если на вербальном, осознаваемом уровне ребенок и не принимает сказку, положительный эффект от работы все таки есть, все изменения происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается интересный факт. Одна и та же сказка по-разному воздействует на каждого отдельного ребенка, каждый видит ее по-своему, в сказке ребенок находит что-то, созвучное его проблемам, актуальное для себя. Практика показывает, что у благополучных, не имеющих проблем детей терапевтическая сказка, чаще всего, воспринимается как просто интересная история, которая не приводит к существенным изменениям в поведении ребенка и не находит эмоционального отклика

Существуют два подхода, определяющих формы сказкотерапии, они отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой степенью директивности применяемого подхода.

Второе направление сказкотерапии мы назвали не директивным, так как роль педагога снижается. Основная черта данного направления это, что каждый человек по своей природе уникален, он по-своему воспринимает окружающий его мир. Главная задача сказкотерапии — помочь ребенку осознать или выявить существующие проблемы, показать возможные пути их решения (Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева). Педагог или психолог должен создать благоприятную атмосферу для ребенка , атмосферу полного и безоценочного принятия ребенка, которая наполнена позитивом, добром, любовью; ребенок имеет право испытывать разные чувства, но, возможно использование правил и требований, когда они необходимы ( например, правило: «Не кусаться, не обзываться, не драться» ). Педагог может работать как с одним ребенком, так и с группой детей, включающей от трех до пяти человек. Групповые занятия проводятся в течение одного или двух месяцев. Сказки создаются на всю группу, поскольку считается, что каждый ребенок — уникальная личность, и воспринимать сказку он будет по-своему, акцентируя внимание только на том, что для него актуально, что соответствует его проблеме.

Создание историй для каждого конкретного ребенка осуществляется индивидуально. При этом используется внушение, общение на трех уровнях.

Основа первого уровня — это сюжетная линия сказки, соответствующая и реальной жизни ребенка, его увлечениям и интересам, включающая в себя всех лиц, действующих в конфликте, и в метафорической форме ситуацию, тождественную реальной. Последовательно разворачивается сюжет сказки, начинается с завязки, описания жизни и взаимоотношений сказочного персонажа с другими героями, через конфликтную ситуацию, в которой у героини или героя возникает чувство разочарования тем положением вещей, которое существует на данный момент, или она угрожает его «статус-кво», через ряд испытаний, когда герой ищет несколько решений, часть из которых не ведет к желаемому результату. В итоге, находится определенный вариант решения проблемы, подходящий для главного героя. Это последовательный, длительный процесс и с помощью него персонажи осуществляют изменения. Существует несколько возможностей для подобного изменения: проблема пересматривается и определяется как менее угрожающая или менее значимая; герой обнаруживает свой внутренний потенциал, который не использовался ранее; появляется доступ к идее и внешним ресурсам; определяются выборы и пути решения проблемы, не рассматривающиеся ранее, пересматриваются смыслы и мотивы происходящих явлений; рассматриваются варианты такого поведения, которое необходимо в одних случаях, но абсолютно не нормально и неприемлемо в других.

Потом нужно дать возможность персонажу убедиться в правильности выбранного им решения и соответствие решения потребностям главного героя, а также соотнести его с будущим героя, дать положительное эмоциональное подкрепление.

Часто психотерапевты находят сюжеты для историй в баснях, притчах, сказках, мифах, легендах и анекдотах, иногда из практики собственной или даже из практики коллег.

Второй уровень — это использование слов, которые действуют на различные сенсорные системы, что, на наш взгляд, дает возможность разблокировать систему подавленную и восстановить равновесие и целостность чувственного восприятия ребенка.

Многие психотерапевты, например, Милтон Эриксон — непревзойденный мастер и основоположник использования метафор в психотерапии, применяют транс, гипнотическое внушение в работе с детьми. Возможно внедрение единиц внушения в контекст истории и акцентирование на них внимания либо через интонацию, либо употребляя имя клиента перед тем, как сообщить ему необходимую информацию. Вообще, техника повествования сказок и их специфический, особенный язык значимы не только в рамках этого подхода. Облегчить для ребенка восприятие сказки и отождествление себя с ее главным героем можно с помощью использования не конкретизированных, неопределенных выражений и слов. Ребенок может сам представить, вообразить для себя событие или определенную ситуацию. Используя местоимения и имена существительные необходимо заменять их словами «каждый», «многие», «все», лучше не использовать конкретные слова или имена, в этом случае у ребенка сохраняется возможность придумать все так, как хочет он сам.

Такое же правило следует использовать при употреблении прилагательных и глаголов. К примеру, предложение: «Мальчик быстро бежал по тропинке» дает возможность каждому человеку выдумать такой образ, который ему понятней и ближе, и найти свои объяснения и причины случившемуся. В то время как фраза «Мальчик очень быстро бежал по извилистой тропинке, надеясь успеть к обеду домой» дает конкретный образ, совпадающий, возможно, с переживаниями и чувствами ребенка и не вызывающий у него какой-либо эмоциональный отклик. Необходимо предоставить ребенку поле для фантазии и творческого поиска для того, чтобы у него появилась возможность максимально идентифицировать себя с персонажем в процессе работы со сказкой.

В процессе повествования сказки педагогу необходимо использовать паузы, менять интонацию и громкость, вводить собственное имя клиента, перед тем как прозвучит важная информация или фраза, которую нужно запечатлеть на подсознательном уровне. Иногда для снятия тревожности, сопротивления, напряжения у детей в сказках возможно использование следующих фраз: «Так делают многие», «Такое всегда случается…» и т.п.

Сказки, используемые в методе сказкотерапии.

Огромный материал для работы можно найти в детской литературе. Особо интересны сказки, которые собирались с давних времен, например, русские народные сказки или сказки других народов.

Сказкотерапевтический процесс строился уже с древнейших времен. Как это происходило? Дети слушали сказки, сидя на печке, молодые девушки пряли кудель и рассказывали друг другу разные истории. Так накапливались истории в памяти. Копились знания о мире, о жизни, они создавали основу жизненного опыта.

Метод сказкотерапии позволяет осмыслить через сказку разные события жизни, феномены духовного поиска, жизненные явления и многое другое. В настоящее время выделяют пять видов сказок.

Термин «психотерапевтические сказки» говорит сам за себя и он не требует широкой трактовки. Психотерапевтические и психокоррекционные сказки — это сказки, которые дают толчок развитию позитивных преображений в поведении и состоянии ребенка. Такие сказки используются педагогом с целью помочь ребенку увидеть и понять его собственные прошлые, возможно разрушающие здоровье или даже психику действия и поступки. В результате, самому смоделировать новые, подходящие ему в данный период времени действия, которые будут гармонично сочетаться с его развитием. Функции психотерапевтических сказок: восполнение пробелов индивидуальной истории, формирование нового взгляда на существующую проблему и выявление разнообразных путей ее решения, формирование настроя на позитивное будущее после разрешения проблем. Одними из наиболее известных авторов психотерапевтических и психокоррекционных сказок являются С.А. Черняв, И. Семина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Дидактические сказки предназначены для подачи учебного материала. В них символы и знаки ( буквы, цифры, арифметические действия, звуки и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ окружающего мира, где они живут. Дидактические сказки раскрывают важность и смысл конкретных знаний. В форме дидактических сказок могут подаваться также и учебные задания.

Медитативные сказки расслабляют, успокаивают, вызывают положительные эмоции, ощущение гармонии души и тела, развивают уверенность в своих силах, так как в них заложены лучшие представления о самом себе. Слушая эти сказки, дети расслабляются, воспринимают окружающие явления с большей осознанностью и находят в жизни свое место. В таких сказках нет сюжета, отсутствуют злые герои и конфликты. Все это предназначено для того чтобы развивалось воображение ребенка. Медитация — это глубокое погружение в процесс слушания сказки через обонятельные, зрительные, вкусовые, слуховые образы. Медитативные сказки нужно читать в подготовленной обстановке. Будет лучше, если ребенок будет лежать в кровати с закрытыми глазами. Читать нужно ровным голосом, не забывая о паузах. Возможно музыкальное сопровождение. После прочтения сказки возможна беседа с ребенком, можно предложить ему нарисовать сюжет из сказки или слепить из пластилина и т.д.

Художественные сказки — это сказки, созданные многовековым опытом и мудростью народа и авторские истории. Это то, что мы обычно называем мифами, историями, притчами, сказками. В художественных сказках есть и психокоррекционный, и дидактический, и медитативный, и психотерапевтический аспекты. Естественно, художественные сказки создавались не для процесса психоконсультирования, но, все же, эффективно ему служат.

Авторские художественные сказки трепетнее, образнее, чем народные. Авторские сказки используются тогда, когда пациенту необходимо понять свои внутренние проблемы и переживания, так как в таких сказках большое количество личностных проекцией (они то и ценны для работы). Существует мнение, что многие авторские сказки описывают негативный жизненный опыт. Например, «Русалочка» Г.-Х. Андерсена может складывать комплекс «несчастливой любви» и «жертвы». Компания Уолта Диснея даже взяла на себя обязательство переписать эту историю. В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» описывается негативный сценарий женщины, постоянно желающей сделать принца из чудовища, но все — таки остающейся с ним (здесь возможна интерпретация чудовища как пьющего мужа). «Золушки» вечно ждут принца и несчастны в своей жизни. Негативный жизненный опыт, сценарий складывается в том случае, если духовный, философский смысл сказки не был понят. Работа с жизненным сценарием должна начинаться с переосмысления духовного смысла сказки. Народные и авторские сказки, притчи, мифы, предания могут дать много материала для работы начинающему сказкотерапевту, и ему не нужно будет нагружать себя написанием «правильных» сказок. Наши предки оставили нам огромное наследие, из которого можно выбрать любую историю. При этом, необходимо помнить, что в народных сказках содержится вековая мудрость, поэтому их смело можно назвать «концентратом» жизненного опыта, а авторские истории «разбавляют» его чувствами и образами, интерпретацией и отношениями. В авторских историях мы можем обратить внимание на частные стороны жизни, что является крайне важным для процесса сказкотерапии.

Народные сказки существуют еще с древнейших времен, и их называют мифами. В период бронзового века и конца первобытного общества начала складываться мифология. Древнейшей основой сказок и мифов является единение природы и человека. Для наших далеких предков природа была живой, и процесс «сказкотворчества» и «мифосложения» был тесно связан с принципом «одушевления». Этот принцип используется и для создания сказок в наши дни. Ожившие существа, явления природы, вещи обладают достаточной самостоятельностью. Древним народам было свойственно находить персоналии человеческим отношениям и чувствам: Горе, Кручина, Любовь и другое. Это явление также используется в современной психолого-педагогической практике.

В народных сказках основополагающими являются следующие принципы.

Окружающий нас мир — живой. Вокруг все может в любой момент зажить собственной жизнью. Этот принцип важен для формирования осмысленного и бережного отношения ко всем явлениям, окружающим нас, к людям, к растениям и животным, к материальным ценностям.

Объекты, которые ожили, могут действовать самостоятельно, у них есть право на свою собственную жизнь. Этот принцип важен для формирования чувства принятия человеком другого человека.

Различие добра и зла, победа добра. Этот принцип важен для сохранения бодрого духа и развития желания стремиться к лучшему.

Только через испытание можно сохранить то, что ценно, то, что далось даром, может легко уйти. Этот принцип важен для формирования терпения и техники целеполагания.

Нас окружает много помощников. Они помогают нам в том случае, если сами мы справиться не в силах с тем или иным заданием, с той или иной проблемы. Этот принцип важен формирования самостоятельности, доверительных отношений к окружающему миру.