Роль сенсорных систем в процессе трудовой деятельности человека

Характеристика психофизиологических процессов субъекта труда.

Особое место в теории и практике занимает проблема характеристик субъекта труда в организации. В современных организациях человек стал самым дорогим и ценным «ресурсом». Он выступает в роли ресурса организации, который обладает индивидуальными психофизиологическими характеристиками. (Липатов)

Способ получения первичной информации о мире влияет на организацию сенсорной системы мозга — мы «оснащены», чтобы воспринимать мир определенным способом. (Солсо) Под словом «восприятие» Дж. Гибсон считал процесс, с помощью которого индивид поддерживает контакт с окружающей средой. Под словом «стимуляция» подразумевается различные виды и переменные физической энергии среды, на которые отзываются органы чувств человека.(Дж. Гибсон) Восприятие окружающего мира происходит с помощью специализированных органов чувств. Наиболее известные из этих органов — ухо, глаз, кожа как орган осязания, нос как орган обоняния и язык как орган вкуса. (Шмидт) Так, например, большую часть (80%) информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительной системы, значительно меньше (10%) с помощью слуховой системы, а на все остальные органы чувств, приходится только 10 % приобретаемых знаний. С помощью всех органов человек получает общее представление об окружающем мире. (Калач) Каждый из этих органов устроен так, что он реагирует на определенный диапазон влияний окружающей среды и передает определенную информацию в ЦНС. (Шмидт) Эту информацию о внешнем и внутреннем мире человек получает с помощью анализаторов или сенсорных систем. Термин «анализатор» был введен советским физиологом Павловым И.П. в 1909 г. Это системы чувствительных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения. (Вартанян) Сенсорная система состоит из рецепторов, соединенных между собой нейронов, которые включают в себя пять видов чувствительности: зрение, слух, запах, вкус и осязание. Благодаря усилиям физиологов и психофизиологов каждый их этих видов раскрыл свои секреты. (Солсо) К основным функциям сенсорных систем относится: рецепция сигнала, преобразование рецепторного потенциала в импульсную активность нервных путей, передача нервной активности к сенсорным ядрам, преобразование нервной активности в сенсорных ядрах на каждом уровне, анализ свойств сигнала, идентификация свойств сигнала, классификация и опознание сигнала, и принятие решения. Сенсорная система человека состоит из следующих подсистем: соматовисцеральная система, слуховая система, вестибулярная система, обонятельная система, вкусовая система и зрительная сенсорная система.

Соматовисцеральная система включает рецепторы по месту расположения: мышечные, суставные и кожные рецепторы. (Вартанян) Общим свойством рецепторов соматовисцеральной системы является распространение по всему телу. (Вартанян) Механорецепция или тактильная чувствительность представляет собой процесс обнаружения механических стимулов, действующих на кожу и их дальнейшая обработка. Эта модальность объединяет следующие качества: щекотания, вибрации, прикосновения и ощущения давления. В состоянии бодрствования мы воспринимаем движения наших суставов и способны оценить сопротивление любому совершаемому нами движению. Все эти способности называются проприорицепцией, т.к. источником стимулов служит само тело. Эта модальность включает в себя три качества: ощущение положения, движения и усилия. Терморецепция или восприятие температуры включает в себя следующие качества: ощущение холода и тепла. В коже имеются специальные точки тепла и холода, в которых можно возбудить ощущение тепла и холода. Они не только служат для ощущения температуры, но и принимают участие в регуляции температуры тела. (Шмидт)

В работах Кекчеева К.Х. было экспериментально установлено, что наличие холода повышает физическую и умственную работоспособность, а тепло снижает работоспособность, вызывая успокоение и расслабление. Им было экспериментально установлено в 1932 г., что при погружении рук в теплую воду ведет к снижению чувствительности палочкового аппарата глаза, в то время как холод ее повышает. (Кекчеев)

Слуховая система или слуховой анализатор представляет собой совокупность рецепторных, нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания. (Вартанян)Барабанная перепонка отвечает за звук и передает энергию своих колебаний по цепи косточек внутреннему уху. (Шмидт) Звук определяется наличием колебательных движений упругих тел в различных средах в виде волн. (Вартанян) Эти колебания называются воздушными. (Шмидт) Слуховой орган представляет измерительное устройство, которое преобразует физические параметры звука (длительность, частота) в активность периферических и центральных слуховых нейронов. В результате чего строятся субъективные характеристики звука (громкость, высота). (Вартанян) Чтобы человеческое ухо могло воспринять звук, звуковое давление должно превысить определенный уровень. Звуковое давление, при котором тон едва слышен, называется слуховым порогом. При возрастании звукового давления над порогом тон слышится все громче независимо от его частоты. Важной функцией слуховой системы является участие в пространственной ориентации. Направление источника звука может быть определено достаточно точно. Предпосылкой этому служит бинауральный слух или слушание обоими ушами. Эта способность основана на том, что одно ухо находится несколько дальше от источника звука и ориентировано иначе по отношению к нему, чем другое. При распространении, звук доходит позднее и с меньшей интенсивностью до дальше стоящего уха. (Шмидт)

Изучение слуховой системы имеет практическое применение в производственной деятельности. Так в организации труда функциональная музыка является «инструментом» совершенствования организации труда.

Функциональная музыка применяется для стимулирования трудовой деятельности. Особенно эффективно ее применение на производстве, где выполнение повторяющихся операций характеризуется монотонным трудом. Достижение положительного воздействия музыки ведет к снижению утомляемости, улучшение настроения, облегчение тяжести труда и на этой основе повышения работоспособности. (Барон)

Вестибулярная система представляет орган равновесия, который играет ведущую роль в ориентации человека в пространстве и контроле моторных реакций. (Вартанян) В височной кости близ улитки лежит вестибулярный орган — преобразователь, тесно связанный с поддержанием равновесия. Поскольку голова подвижна относительно туловища, сигналы только от вестибулярных рецепторов не могут создавать однозначную картину положения тела в пространстве. Необходима дополнительная информация, которая поступает от рецепторов шейных суставов и мышц, которые соединены с вестибулярными ядрами через центральные нейроны. (Шмидт)

Обонятельная система или обонятельный анализатор осуществляет восприятие и анализ химических раздражителей, находящихся во внешней среде и влияющих на органы обоняния. Обоняние — восприятие организмом с помощью органов обоняния определенных свойств (запахов) различных веществ. (Вартанян) В повседневной жизни мы можем различать тысячи разных веществ по их запаху. (Шмидт)

Вкусовая сенсорная система или вкусовой анализатор представляет собой сложную систему, осуществляющую анализ действующих на органы вкуса химических раздражителей. Вкус представляет собой ощущение, возникающее в результате влияния какого — либо вещества на рецепторы, находящиеся на поверхности языка, а так же в слизистой оболочке ротовой полости. Вкус относится к контактным видам чувствительности, который тесно связан с процессами поглощения и переваривания пищи. (Вартанян)

Органы, обслуживающие вкусовую чувствительность, находятся в ротовой полости, преимущественно на языке. (Шмидт)

В практическом применении к трудовой деятельности было выявлено, что существуют вещества, которые стимулируют работоспособность (кофеин) и которые приводят к расслаблению. В 30 — е гг. ХХ в. Кекчеевым К.Х. было проведено исследование о поддержании работоспособности в труде. Так, например, в годы Великой Отечественной войны применялись вкусовые ощущения (кисло — сладкая таблетка, которую надо пососать) для ускорения темновой адаптации глаз. (Кекчеев)

Вокруг себя мы видим множество предметов. Они могут различаться по цвету, яркости, форме и величине. (Шмидт) Зрительная система или зрительный анализатор является совокупностью защитных, оптических рецепторных структур, воспринимающих и анализирующих световые раздражители. Выделяются следующие показатели, характеризующие зрение: диапазон воспринимаемых частот или длин волн света, диапазон интенсивностей световых волн, пространственная способность, порог чувствительности и адаптация, восприятие глубины, а так же способность к восприятию цветов. (Вартанян) Органами зрительного восприятия являются глаза, которые реагируют на световые сигналы. Не смотря на то что воспринимаемые объекты осуществляются с помощью двух глаз, отображение предмета становится единым. При этом зрительная система определяет место объекта, характеристику, цвет, причем все эти процессы проходят одновременно.(Коваленко) Воспринимаемая окраска поверхностей объектов характеризуется тремя величинами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цвета располагаются в следующей последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, пурпурный, красный.(Шмидт) Наличие цвета в трудовой деятельности человека оказывает влияние на функциональное и психическое состояние человека. Известно, что красный, желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а синий, зеленый, голубой успокаивают. Закономерности влияние цвета на состояние и работоспособность учитывается при окраске помещения. Если рабочие выполняют монотонную работу, рекомендуется использовать стимулирующие цвета: оранжевый, желтый. Если же работа требует зрительного, слухового контроля и связана с умственным напряжением, то рекомендуется использовать спокойные тона. (Барон)

В процессе трудовой деятельности сила нервных процессов так же является показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. (Райгородский)

Создание учения о типах нервной системы является бесспорной заслугой отечественной науки. Обычно первое упоминание типологической проблемы Павловым И.П. относят к 1925 г., имея в виду его выступление перед парижскими психологами. (Губко) Темперамент представляет собой проявление типа нервной системы в непосредственной деятельности человека. (Платонов К.К.) Достаточно долгое время считалось, что в основе темперамента лежат свойства крови и особенности системы кровообращения. Однако, в начале 20 века произошли резкие изменения в интерпретации основ темперамента. (Русалов) Под физиологической основой темперамента Павлов считал наличие типов нервной системы. Как в отдельном нейроне или нервной клетке, так и в их группе, т.е. в нервных центрах протекают два противоположных процесса — возбуждение и торможение. Эти процессы могут быть уравновешенными или один преобладать над другим. Сочетание особенностей нервной системы, уравновешенности или подвижности процессов возбуждения и торможения и определяет тип нервной системы. Встречаются следующие четыре типа. Слабый — характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Данный тип соответствует меланхолическому темпераменту. Данный тип характеризуется нестойкостью перед обстоятельствами, которые требуют сильного возбуждения нервной системы или сильного торможения для преодоления жизненных обстоятельств. Остальные три типа относятся к сильному типу. Один из них, неуравновешенный, безудержный. Данный тип соответствует холерическому типу темперамента, который характеризуется преобладанием процессов возбуждения над торможением. При преодолении обстоятельств легко истощается и имеет подверженность срывам. Остальные два типа характеризуются уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Флегматический тип темперамента характеризуется постоянством и силой. У сангвинистического темперамента, процессы возбуждения и торможения достаточно сильны, уравновешенны и легко подвижны. Однако, понятия тип нервной системы и темперамент нельзя отождествлять, т.к. первое понятие является физиологическим, а темперамент — психологическим. (Платонов К.К.) «Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» (Павлов). Важнейшей формально-динамической характеристикой, согласно В.Д. Небылицыну, относящейся к темпераменту, является эмоциональность человека, куда включается все богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, а также доминирование одного из настроений (радости, печали, гнева, страха). (Небылицын 76).

Павлов И.П. длительное время пользовался трехчленной типологической классификацией. Он указывал на существование двух крайних типов (холерика и меланхолика) и одного центрального уравновешенного. Разделение этого центрального типа на сангвиника и флегматика произошло в 30 — х годах, когда было выделено в качестве основного нервного свойства такое свойство, как подвижность. (Губко) Такая типология, созданная Павловым, до сих пор актуальна, хотя в работах Теплова Б.М. и Небылицына В.Д., уже давно показано, что свойств нервной системы больше и эта проблема далека от своего полного решения. (Русалов 79 год)

Так же огромную роль сыграли работы Э. Кречмера. В своей работе Кречмер совместил особенности темперамента со строением тела. Каждому типу телосложения соответствует определенный темперамент. Астеника характеризуются замкнутостью, ранимостью. Пикники относятся к разговорчивым людям, любящим поесть. Атлеты же агрессивны и властолюбивы. (Русалов)

Для диагностики типов темперамента в настоящее время используют анкеты или методики, которые применяются при длительном обследовании и наблюдении за поведением людей в быту или на работе, при этом они не учитывают природные характеристики человека. Существует ряд экспериментальных методик, разработанных в школе Мерлина В.С. и Небылицына В.Д. Так, например, в школе Мерлина было выделено девять основных показателей темперамента: сила эмоций, тревожность, возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, пластичность — ригидность, реактивность непроизвольных движений или импульсивность, резистентность, субъективация, активность волевой, целенаправленной деятельности. Данные показатели темперамента образуют отношения, которые характеризуют тот или иной тип темперамента. (Мерлин) Белоус В.В., являющийся учеником Мерлина, выделил два типа с помощью специальной математической модели, которые обозначил как тип А и тип Б. Данные испытуемые, которые относились к типу А, характеризовались экстраверсией, беззаботностью, пластичностью, сильным возбуждением, ригидностью и тревожностью. А испытуемые, которые относились к типу Б отличались интроверсией, слабым возбуждением. (Белоус)

В западной практической литературе, психологических и медицинских исследований для определения типа темперамента используются анкеты Айзенка и Леонгарда. Согласно Айзенку, тип темперамента представляет собой выявление одного из четырех квадратов при пересечении двух шкал: экстраверсия — интроверсия, эмоциональная стабильность — лабильность или нейротизм. Первая шкала оценивает испытуемого по тому, как он «открыт» внешнему миру. Вторая же шкала характеризует данного индивида по наличию его эмоциональной устойчивости. Эля экстравертов характерны следующие качества: речевой и двигательной активностью, тяга к новым впечатлениям, радостному настроению, к рискованным формам поведения.

Дли интровертов характерно следующее: заторможенность движений и речи, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание негативного настроения. Люди, характеризующиеся нейротическим темпераментом, характеризуются обидчивостью, раздражительностью, а так же резкой сменой настроения. При эмоциональной устойчивости индивиды характеризуются противоположными качествами: эмоциональной устойчивостью, высокой сопротивляемостью к негативным воздействиям, постоянством настроения, уверенностью в себе. В данной методике Айзенка типы темперамента соотнесены с гиппократовскими типами: сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости связано с типом сангвиника; экстраверсии и эмоциональной лабильности с холерическим типом темперамента; интроверсии и эмоциональной устойчивости с флегматическим типом, а интроверсию и эмоциональную лабильность с типом меланхолика. (Русалов)

Вопрос о соотношении темперамента и деятельности до сих пор не был предметом тщательного анализа. В данном случае принцип деятельности как методологический принцип анализа всех психических явлений конкретизирует принцип детерминизма и отражения, раскрывая тем самым изнутри механизм их становления и формирования, в том числе и темперамента, при этом считается, что темперамент проявляется только в различных сферах деятельности, создавая индивидуальный стиль деятельности. (Мерлин)(Леонтьев). При выполнении трудовой деятельности темперамент влияет на стиль работы, под которым понимается совокупность манер поведения работника, включающие в себя интерес, врабатываемость, темп работы и другое. Так, например, сангвиник может быть надежным в любой работе, нежели с медлительной и однообразной. Он способен к деятельности, которая требует активности, подвижности и смекалки. При разнообразности работы сангвиник способен добиваться намеченного результата. Флегматик же соответствует деятельности, где нет выполнения быстрых и разнообразных действий. Приступает к выполнению работы, не спеша к однообразной, хорошо освоенной работе. Требователен к качеству выполняемой работы, однако не стремиться сделать ее лучше, чем это требуется. Данного сотрудника нужно поторапливать и подбадривать, не лишая самостоятельности. Холерическому типу свойственно выполнять работу характеризующуюся цикличностью, от максимального напряжения до спокойного выполнения работы. Данному типу свойственно плохое самообладание. При выполнении ответственных поручений, очень важно укреплять его уверенность в успехе. Полная противоположность флегматику — меланхолик. Его успешность работы характеризуется спокойной обстановкой, которая не требует быстроты действий. При выполнении трудовой деятельности может отвлекаться от работы, переживая даже незначительные обиды. При этом могут допускаться ошибки из-за невнимательности. Темп выполняемой работы может быть непостоянным, так как наличие бодрого настроения ведет к плодотворности работы, а при проявлении вялости или апатии — к низкой. (Платонов К.К.)

Темперамент формируется в процессе самой деятельности, а так же может влиять на нее и быть связан с конечным результатом. При совместной деятельности влияние темперамента становится более отчетливым, при влиянии на эффективность трудовой деятельности. В условиях совместной деятельности, при дополнении партнерами друг друга, возникают благоприятные условия для осуществления трудовой деятельности. (Русалов)

Павловская типология опирается на прочный фундамент минимум 35 — летней вдумчивой работы. Выступая в 1935 году с типологическим сообщением на Международном Неврологическом конгрессе в Лондоне, Павлов И.П. обобщил следующим образом свои многолетние наблюдения над животными и людьми: «Хотя и встречаются разные градации между этими типами, однако действительность отчетливо выдвигает как наиболее частые и резкие именно эти основные комбинации. Мне кажется, что такая систематизация соответствует действительности». (Губко)

В работе Гуревича, Акимовой и Зархина выявлено, что нет прямого диагностирования свойства нервной системы. Диагностировать можно только проявление свойства. Теплова Б.М. писал: «Нельзя представить себе такого основного свойства нервной системы, которое имело бы только одно проявление. Это будет частная особенность нервной системы, но никак не основное свойство ее. Проявления каждого из основных свойств нервной системы образуют некоторый синдром, т.е. совокупность связанных друг с другом, коррелирующих друг с другом симптомов (проявлений)». Среди проявлений свойства нервной системы, нужно находить такие, которые могут быть зарегистрированы с помощью эксперимента. (Гуревич, Акимова).

Первым методом, который разделял индивидов на «сильных и слабых», является измерение силы через верхний порог реагирования. Диагностика проводилась с помощью «кофеиновой пробы».

Вторым методом является измерение «силы» нервной системы через «диагностику выносливости», которая характеризуется действием многократно повторяющихся раздражителей умерено высокой интенсивности. Разновидностью данного метода является «теппинг — тест». Как считает Таланов, в данном методе результат зависит не от силы нервной системы или темперамента, а от тонкостей инструкции. Так, например, при нейтральной инструкции («с самого начала старайтесь ударять быстрее») при длительном темпе относится к группе «сильных» испытуемых. При эмоциональной мотивировки («убедительная просьба: старайтесь совершить максимум ударов и как можно дольше») преимущество переходит к «слабым» испытуемым, так как они более отзывчивы к просьбам. (Таланов)

Третьим методом является процедура, разработанная Тепловым Б.М. для измерения чувствительности к слабым сигналам. Данная чувствительность у «слабых» испытуемых должна быть выше. (Теплов) Сознание безопасности формируют модели поведения человека, которые зависят от саморегуляции, а также способствует управлению ситуацией в условиях деятельности. (Зинченко 2011) В работах Гуревича, субъекты труда, которые по лабораторным показателям относились к «слабой» нервной системе, оказались несостоятельными в решении своих профессиональных задач в условиях повышенной ответственности, с обстоятельствами угрозе жизни, чем индивиды с «сильной» нервной системой. (Гуревич)

Небылицыным В.Д. был разработан метод, основанный на количественной диагностики силы и слабости нервной системы «наклон кривой». Данный метод основывается на построении профиля кривой реакции. В это же время Пейсаховым Н.М. был создан метод «ХНК — 2″, который характеризуется наклоном кривой реакции между двумя точками. Одна из них отвечает на сигнал средней интенсивности, другая высокой интенсивности. В 70 — х гг. Небылицыным В.Д. исследование силы нервной системы происходит с помощью ЭЭГ. (Таланов)

Талановым В.Л. были разработаны методики, предназначенные для диагностики силы и слабости нервной системы в зрительном анализаторе. При измерении ХНК (характеристический наклон кривой) в зрительном анализаторе, использовался в качестве показателя интенсивности реакция на возникающую зрительную иллюзию. Было проведенное исследование, направленное на измерение силы нервной системы по величине зрительной угловой иллюзии с штрихами разного контраста. Данная иллюзия впервые была описана в 19 веке швейцарским психологом Цольнером, поэтому имеет название «иллюзия Цольнера». Суть данной иллюзии состоит в том, что перечеркнутые наклонными штрихами параллельные линии перестают восприниматься как параллельные. (Андрияхина) В результате исследования было выявлено, что форма кривой распределения ЗУИ по величине у мужчин и женщин различаются, женщины имеют несколько более высокую ЗУИ, чем мужчины.

При возрастной зависимости зрительная угловая иллюзия исследовалась в диапазоне от 5 до 70 лет. У детей 5 лет ЗУИ близка к нулю, от 5 до 17 лет возрастает, а заканчивается после 35 лет и переходит в снижение величины ЗУИ. (Таланов)

Особенности восприятия в процессе жизнедеятельности человека.

Ощущения, вызываемые светом в нервном аппарате зрения, используются для формирования непосредственных представлений о существовании, форме, а так же положении внешних объектов. Представления такого вида относятся к зрительному восприятию. (Гельмгольц) Интерес к проблемам, связанным с исследованием восприятия и ощущения, восходит к интеллектуальным истокам человечества. Еще древнегреческие философы задавались вопросом, как именно мы познаем то, что находится все наших тел, т.е. как мы познаем окружающий нас мир. Первый философ, считавший необходимым изучение природы и ее описание, был Аристотель. Он полагал, что все знания человек получает благодаря опыту, приобретаемому через ощущения. (Шифман) Как считал Рубинштейн, под восприятием понимается сложный процесс, в котором участвуют различные стороны психической деятельности. А так же восприятие представляет собой осознание чувственно данного предмета или явления.(Рубинштейн С.Л.) Важной задачей процесса опознания является исследование его как действия, включенного в процесс приема и переработки информации. Анализ форм познавательной деятельности в настоящее время находит все большее распространение. При этом появляется вопрос о том, как уровни переработки информации проявляют себя в акте поведения при решении поставленных задач. Так, например, основная особенность деятельности оператора автоматизированных систем управления состоит в том, что данная деятельность осуществляется с помощью информационной модели, которая включает в себя данные об объектах управления и самой системы в целом. (Зинченко)

К феноменам восприятия характеризующиеся особенностями строения различных видов анализаторов или органов восприятия относятся: зрительный, обонятельный, слуховой, тактильный и т.д. (Солсо) В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации у людей формируются доминирующие типы восприятия, где в процессе жизнедеятельности человек ориентирован на один из каналов, который для него важен, чем остальные.(Акимова) Однако, это не значит, что аудиал ничего не видит и не чувствует. Это объяснятся тем, что слух для него наиболее важен. (Любимов)

Визуал — это человек, воспринимающий информацию через зрительный канал.(Акимова) Визуалы предпочитают соблюдать дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника, тем самым увеличивая поле зрения. Так, например, при проведении занятия, когда крупа садится в круг, часть людей садится ближе (кинестетики), а другие садятся дальше, чтобы лучше было видно (визуалы). Для визуалов важнее всего внешний вид, даже если одежда неудобная. Красота для визуалов превыше всего. Визуалы — хорошие рассказчики, так как визуальная система удачна для придумываний и мечтаний. Если визуалу начать что-то объяснять, то желательно при этом показывать рисунки, фотографии, таблицы. Когда сами визуалы начинают что-то рассказывать, то они начинают жестикулировать руками, показывая, что и где находится, направление, расстояние. (Любимов)

Кинестетик — человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения. (Акимова) Кинестетики, относятся к людям, которые ценят комфорт, удобство. Для них внешний вид не столь важен. Они могут ходить в старой одежде, если она является удобной. При общении с другими людьми любят быть близко к собеседнику, может потрогать отдельные детали одежды, например пуговицу. Кинестетикам необходимо трогать, пробовать, так как это является основным способом восприятия мира, где главный инструмент — тело. Даже при чтении инструкции, им необходимо тут же попробовать на практике или же они просто не воспримут текст. (Любимов)

Аудиал — это человек, у которого основная информация поступает через сенсорный слуховой канал.(Акимова) При общении аудиалы сидят прямо, но с легким наклоном вперед, а голова немного набок. Это достаточно характерная «телефонная поза», которая является нечто средним межу визуалом и кинестетиком. Аудиалы очень любят поговорить, так как они живут в разговоре, звуках, ритмах и мелодиях. У них обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные голоса и часто хороший музыкальный слух. (Любимов)

При отсутствии доминирующей сенсорной системы выделяют дискретный тип восприятия. (Акимова). Это своеобразный тип, который ориентирован на содержание, важность и функциональность. У них достаточно прямая поза, они практически не жестикулируют, говорят достаточно монотонно. Они способны сочинять документы так, чтобы не было лишних толкований, т.е. они могут сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. (Любимов) Отличия основных типов восприятия состоит в организации мышления, памяти, способа обучения. Так, например, чтобы запомнить какой — либо номер кинестетик должен записать его собственноручно, аудиал — произнести, а визуалу достаточно запомнить так, как он выглядит. При выполнении какой — любо деятельности кинестетик начнет двигаться, пробовать, спрашивать с чего начать, визуал попросит показать, что и как делается, аудиал попросит рассказать подробнее, а дискретный тип попросит показать инструкцию и будет тщательно ее изучать. Так на практике данные знания можно применить следующим образом, например, продавая швейную машинку, визуалу нужно дать красочную инструкцию с рисунками и фотографиями, важно отметить дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику нужно дать в руки эту машинку, где и что нужно нажать, чтобы он попробовал. Аудиалу нужно рассказать инструкцию выразительным образом и мелодичностью издаваемых звуков. Дискретному типу нужно говорить только по делу, при этом выложить справки, документы технические характеристики с большим количеством цифр и печатей. (Любимов)

Восприятие — это своего рода мышление, в котором достаточно неопределенностей, противоречий и искажений. (Алиева) За последние пятьдесят лет, были созданы научные группы, изучающие не только проблемы зрения, но и восприятия с различных подходов. Некоторые подходы являются противоречивыми, используя различные методики, а некоторые пересекаются между собой. Необходимо создание различных методологий, так как зрительная система может обрабатывать информацию на различных уровнях сложности. Физиологи изучают зрение на первичном уровне, которое связано с функциями одиночных нейронов или мелких сетей. На первичных стадиях зрительного пути. Психофизиологи же изучают зрение на высшем уровне, который включает в себя познавательные процессы, где используются знания об объектах и материалах. Задача ученых заключается в том, чтобы обнаружить скрытые основные ограничения, в место того, чтобы приписывать зрительной системе степень простоты, которой она не обладает. Как считает Секель, что все же наше восприятие иногда ошибается. Как считают многие современные ученые, что эти ошибки классифицируются как иллюзии, являющиеся изворотливыми исключениями нормального зрения. (Секель). Иллюзии — это скаженное отражение действительности (Алиева). Изучение ошибок сенсорного восприятия в форме искажения или зрительных иллюзий имеет давнюю историю. (Федорова) Так, например, Марвин Мински, являющийся основателем искусственного интеллекта, назвал их сбоями. Выдающийся исследователь зрения и иллюзий, Ричард Грегори, назвал их «ошибками». Нобелевский лауреат Френсис Крик, который занимался проблемами визуального распознавания, назвал их «частичными отказами». (Секель) Оптические иллюзии, как искажение зрительного восприятия уже давно привлекают внимание ученых. (Шошина) Исследования, посвященные зрительным иллюзиям крайне противоречивы. Противоречивы не только предлагаемые классификации и объяснительные теории, но и экспериментальные данные. полученные в этой области. (Измайлов) Многие авторы считают, что изучая иллюзии можно найти скрытые механизмы зрительного восприятия и раскрыть те тайны работы мозга, которые не подвластны нормальному восприятию. (Алиева)

Известны многие десятки фигур, которые в разной степени сложности, закономерно воспринимаются зрительной системой с той или иной степенью искажения (Шошина). В научной литературе описаны сотни зрительных иллюзий, однако все время добавляются новые и новые. (Рожкова)

Большинство работ в области изучения феномена зрительного искажения выполнены с помощью геометрических иллюзий. Геометрические иллюзии — это иллюзии, сопровождающиеся искажением зрительного восприятия геометрических параметров стимула: величины, наклона, параллельности и т. д. (Шошина) Среди зрительных иллюзий, которые наиболее широко используются в исследовательской практике, являются иллюзии контраста, Поггендорфа, Понцо, Мюллера- Лиера. Однако причины зрительных иллюзий до сих пор являются предметом для обсуждений. Одни ученые считаю, что в основе восприятия иллюзии лежат физиологические причины. Другие считают, что основу иллюзорного восприятия составляют психологические особенности восприятия. К таки особенностям относятся трудности зрительного соединения отрезков разорванной линии, неадекватное использование механизма константности восприятия величины объектов, расположенных на разном удалении. Однако, совершенно ясно, что на восприятие иллюзий оказывают влияние индивидуальные свойства индивида, такие как пол, возраст, особенности функциональной межполушарной ассиметрии. (Федорова) При изучении гендерных различий, Федорова Е.С. выявила, что женщины проявляют большую восприимчивость к иллюзии, чем мужчины, так как они демонстрируют большую точность восприятия фигуры. Наибольшее число испытуемых в проведенном исследовании в выборке обладало «неопределенным типом» темперамента, а «флегматик» отсутствовал. При сравнении величин искажения разных типов темперамента без подразделения их по полу и возрасту было установлено, что у меланхоликов величина искажения была больше, чем у сангвиников, холериков и лиц с неопределенным типом темперамента. (Федорова)

Так же психофизиологические особенности человека оказывают непосредственное влияние на восприятие времени и пространства.(Корягина)

Так, например, при оценке зрительного восприятия водителем автомобиля дорожной обстановки, дорожные условия, параметры траектории движения, определяемые геометрией дороги, оказывают непосредственное влияние на зрительное восприятие водителем автомобиля дорожных условий. (Трофимов) Процессы, лежащие в основе нормального зрения, это те же процессы, лежащие в основе иллюзий. Чтобы понять иллюзии, нужно изучить работу нормального зрения. Исследования иллюзий привело к важным открытиям восприятия и зрения. Так, например, иллюзии сетки Хермана и полос Маша привели к созданию теории латерального торможения между нервными клетками. Иллюзии мы можем встретить повсюду. Так, например, природные иллюзии: иллюзия луны (иллюзия размера), радуга, которая не имеет определенного местоположения, лицо на Марсе, где тени на горе стали похожими на человеческую голову и т.д.(Секель) В предметном восприятии так же, как и в механизмах восприятия темноты, света и цвета, участвуют процессы, которые в определенных условиях создают иллюзии. (Шмидт)

За все время развития психологии восприятия было открыто большое число зрительных иллюзий, однако проблема классификации существует до сих пор. Эта проблема связана с несколькими причинами. Во — первых, достаточно сложно дать определению понятию «иллюзии». Выделяют два типа определений. Иллюзии определяются как ошибки специфических операций, происходящих в зрительной системе человека, результатом которых является ошибочная оценка какого-либо физического свойства объекта. Как считает, Э. Махом, иллюзии рассматриваются как изменения обычных свойств восприятия, возникающих под воздействием необычных условий наблюдения. Во — вторых, не существует единой теории, способной выявить многочисленные феномены зрительного восприятия и иллюзий.

В — третьих, процесс восприятия зрительных иллюзий является настолько сложным, что современная наука еще не готова сформировать его общепринятую классификацию. При анализе современных работ, посвященных изучению зрительных иллюзий, показывает, что большинство из них посвящено исследованию выраженности какой-либо одной иллюзии в зависимости от параметров стимуляции (например, от яркости фона, величины контраста, группировки отдельных элементов и т.д.), а также обсуждению возможного механизма, лежащего в основе наблюдаемых изменений. (Меньшикова) Выделяют следующие иллюзии: физиологические иллюзии, иллюзии первичного восприятия, аффективные иллюзии, вербальные иллюзии, парейдолические иллюзии. Физиологические иллюзии связаны с особенностями анализаторов. Иллюзии привычного восприятия заключаются в восприятии слов сходных по значению, на которые он настроен. Аффективные иллюзии появляются на фоне выраженных иллюзий, где недостаток информации восполняется фантазией. Вербальные иллюзии проявляются в сложном восприятии происходящего разговора, т.е. человеку начинает казаться, что ему делают намеки, скрытые угрозы. Парейдолические иллюзии заключаются в рассмотрении предметов или рисунков, имеющие нечеткие контуры, при этом вызывающие определенные ассоциации. Например, изображения на замерзшем окне.

От иллюзий, свойственных всем людям, следует отличать от галлюцинаций, которые признаком психопатии. (Алиева)

Многие авторы изучают зрительные иллюзии, особенно в последние сто лет. К ним относятся следующие ученые: Р. Грегори, С. Толанский, И.Д. Артамонов, Эл. Синкл, Дж. Грегг, Дуглас Хофстадтер и другие. (Алиева) Однако, конкретные причины проявления иллюзий до сих пор остаются загадочными и нераскрытыми. (Рожкова).

Исследователи утверждают, что нет ни одной теории, способной объяснить происхождение иллюзий. Вполне вероятно, что иллюзии возникают в связи с рядом причин. Среди них — особенности строения глаза и обработки зрительной информации мозгом, логические умозаключения, которые включают установки и прошлый опыт и т.д.(Андрияхина) Так же все иллюзии распадаются на ряд категорий. Одни иллюзии объясняются свойствами оптического аппарата, другие связаны с особенностями нейронов сетчатки, третьи определяются взаимодействием двух глаз, четвертые характеризуются процессами утомления, адаптации, пятые связаны с свойствами нервных путей, шестые объясняются влиянием глазодвигательной системы и т.д. (Рожкова) В соответствии с этим подходом Гергус и Корен предложили существование двух независимых первичных уровней механизмов искажения, каждый из которых может участвовать в восприятии иллюзий. К ним относятся структурные и когнитивные компоненты. В основе структурных компонентов лежат анатомические или физиологические (структурные) механизмы зрительной системы. Структурные факторы включают искажения, которые создаются с помощью элементов глаза, как хрусталик и роговица. К когнитивным компонентам относится предшествующий опыт, научение и внимание. Данным примером может служить иллюзия Луны. Кажущаяся информация о величине, запускается компенсаторный механизм восприятия. То есть, человек опирается на свой жизненный опыт. (Шифман)

Грегори Р.Л. подразделяет иллюзии на две группы: одни — это искажения, вызываемые фоном определенного рода (иллюзия Геринга), другие — это искажения самый фигуры, без фона (иллюзия стрелы). (Грегори)

Современные исследования показывают, что наличие многих зрительных иллюзий нередко связаны с целым комплексом причин, относящихся к разным сферам зрительного восприятия. Например, причиной иллюзии сломанной кисточки в стакане является разная плотность воздуха и воды. (Андрияхина)

По мнению Миняевой Н.Р., несмотря на то, что различным аспектам восприятия посвящено большое количество работ, и сегодня многие вопросы остаются открытыми и требуют изучения.