Противодействие должностным преступлениям

Развитие российского общества не стоит на месте. На современном этапе происходит реформирование всех сторон государственной жизни. Изменения в экономической и политической жизни российского общества сопровождаются не только положительными явлениями, но и негативными. К ним относятся рост преступности, появления новых видов, форм совершения преступления. Конечно все больше усилий требуется для защиты интересов государства, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому общество возлагает дополнительную ответственность за соблюдение этих прав и интересов на должностные лица. Выполняя свои профессиональные обязанности надлежащим образом, лица, занимающие государственные должности в Российской Федерации, выступают средством, с помощью которого реализуется функция обеспечения законности и правопорядка в обществе.

Актуальность данной темы заключается в следующих положениях.

Во-первых, увеличивается количество преступлений, совершаемых должностными лицами, в наше время. Должностные лица, на которых лежит обязанность соблюдать закон, все больше и больше нарушают его. Ежегодно в стране регистрируется 22-25 тыс. должностных преступлений. По статистике по ст.ст. 285-293 УК РФ в 2007 году было совершено 39 078, в 2008 г. — 43 546, в 2009 г. — 46 220, в 2010 г. — 35 563, в 2011 г. — 20929. Снижение количества должностных преступлений наблюдается только в 2010 — 2011 гг., что связанно с реформированием правоохранительных органов РФ, однако фактически количество должностных преступлений не уменьшается. Возникающие сложности в обнаружении фактов совершения должностных преступлений, само положение должностного лица, совершившего преступление, создают трудности в борьбе с этим видом преступления. В связи с этим латентность должностных преступлений превышает 90%.

Во-вторых, общественная опасность должностных преступлений. Совершая преступление, должностное лицо, подрывает авторитет государственной власти, нарушает нормальное функционирование ее органов, порождает недоверие в социальную справедливость в обществе, посягает на свободу и законные интересы личности и организаций, очень часто причиняется значительный материальный ущерб. В этом заключается общественная опасность должностных преступлений.

В-третьих, в большинстве случаев, должностные лица избегают уголовной ответственности, либо подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется. Основными причинами являются несовершенство законодательства, неправильная организация правоохранительной системы, низкая эффективность расследования и противодействие лиц, совершивших преступление. Статьи 30 главы Уголовного кодекса РФ, содержащие ответственность за должностные преступления, имеют много недостатков. Требуется углубленное изучение данной проблемы и доработка соответствующих правовых норм.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи совершением преступлений должностными лицами.

Предметом исследования являются нормы отечественного и зарубежного законодательства, предусматривающие ответственность за должностные преступления.

Целью дипломной работы является рассмотрение и комплексная разработка проблемы уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия должностным преступлениям.

Исходя из поставленной цели, ставим следующие задачи:

- проанализировать историю отечественного и зарубежного опыта регламентации ответственности за должностные преступления;

- осуществить сравнительное исследование уголовно-правовых норм РФ и зарубежного законодательства;

- дать уголовно-правовую характеристику признаков преступления, предусмотренных ст.ст. 286, 290, 291, 293 УК РФ;

- выявить особенности криминологической характеристики должностных преступлений;

- выявить факторы, способствующие совершению должностных преступлений.

Методологическую основу дипломной работы составляет метод диалектического познания сравнительно-правовых явлений, также использовались методы исторического, формально-логического, сравнительного анализа статистических данных и другие методы научного познания.

Проблемами уголовной ответственности за должностные преступления занимались такие ученые как Б.В. Волженкин, А.В.Галахова, П.И. Гришаев, Б.В. Здравомыслов, В.Е. Квашис, А.К. Ковисиния, Н.И. Коржанский, М.Д. Лысов, С.Ш. Сагикян, А.Я. Светлов. Как отмечается в юридической литературе, большой вклад в изучение должностных преступлений сделали также А.А. Жижиленко, В.Ф. Кириченко, B.И. Соловьев, С.И. Тихенко, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский, A. Я. Эстрин и др. По мнению Б.В. Волженкина, в научных спорах 30-х — 40-х годов, вплоть до наших дней, понятие должностного лица как специального субъекта преступления обсуждалось в работах ученых-криминалистов В.Ф. Кириченко, Н.С. Лейкиной, В.Д. Меньшагина, А.Б. Сахарова и др