Безработица в новгородской области

В нашей стране существуют серьезные экономические и социальные издержки, повлекшие за собой безработицу, которые необходимо искоренить. Для этого необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияние на основной макроэкономический показатель — уровень безработицы в Новгородском регионе.

По определению Международной организации труда безработным является любой человек, который на данный момент не имеет работы, ищет её и готов к ней приступить.

Согласно же закону «О занятости населения в РФ» от 30.04.1999 № 85-ФЗ (ст. 3) безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [1].

Показателем макроэкономической политики государства является уровень безработицы.

По методологии Междуна-родной организации труда (МОТ) безработица обозначается двоя-ко [2]:

1) «Общая численность безработных» или «об-щая безработица» — в России более 5 млн человек по состоянию на 2011 г. ( табл.1).

2) «Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости», или «численность официально зарегистрированных безработных» (претендующих на пособие по безработице) составляет 1,4 млн человек.

Число безработных в России по рекомендациям МОТ устанавливается выборочным путем на основе «Обследования по проблемам занятости населения», которое охватывает диапазон от 15 до 72 лет. (По данным переписи населения 2010 г., таковых было 111 млн человек).

Каждая выборка охватывает около 70 тыс. человек, или около 0,06%. Все заявившие, что ищут работу, зачисляются в безработные. Численность населения трудоспособного возраста в 2010 г. составила 88 млн человек.

Разница в 23 млн человек сложилась из подростков 15 лет, учащихся, студентов, а также населения пенсионного возраста и инвалидов.

Причина не обращения в службу занятости — мизерное пособие по безработице: от 850 до 4900 рублей. А так же моральная сторона дела.

В годы кризиса особенно чувствительна безработица в малых и средних городах, а существенно в моногородах.

Оба показателя «общей безработицы» и «официально зарегистрированной» сближаются. ( В 1992 г первый превышал второй в 8 раз, в 2011 гг. — в 3,5 раза).

Результатом нынешнего реформирования должно быть создание цивилизованных рыночных отношений в эко-номике, а особенно в сфере занятости населения.

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 года представлена в табл.2.

Анализ таблицы показывает, что экономическая активность населения в Новгородской области не значительно уступает среднему значению по стране (0,1%). Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) опережает наш регион в этом показателе на 2,9%. Большое влияние на данный показатель, конечно же, оказывает административный центр — Санкт-Петербург.

Уровень же безработицы в Новгородской области, напротив, ниже значений СЗФО на 0,4%, а тем более общероссийского — на 1,7%. Так как, значительный отрицательный вклад в этот показатель вносят южные регионы страны.

Какую же макроэкономическую политику необходимо проводить для снижения уровня безработицы, особенно в период кризиса?

1 Расширять банковское кредитование и его удешевление для предприятий и граждан.

2 Проводить ответственную бюджетную политику (увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, обеспечивается за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть).

3 Поддерживать достаточный уровень макроэкономической устойчивости российской экономики.

4 Бороться с долларизацией экономики — повышать доверие к рублю, как средству сбережения денег населения.

5 Постепенное сокращении инфляции.

6 Содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест в субъектах РФ.

В Новгородской области, в свою очередь, приняты меры по снижению безработицы, предотвращению кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 2009 году, которые включали: областные целевые программы «Содействие занятости населения на 2008-2010 годы» и «Снижение напряженности на рынке труда Новгородской области в 2009 году»; поддержку промышленного производства (предоставление налоговых льгот для привлечения инвестиций в развитие реального сектора экономики); снижение задолженности по заработной плате для предотвращения напряженности среди населения региона; сокращение неэффективных бюджетных расходов (реструктуризация сети бюджетных учреждений, оптимизация численности кадрового состава); повышение конкурентоспособности промышленных предприятий области; поддержка малого и среднего предпринимательства; привлечение внешних ресурсов для эффективной защиты собственных экономических интересов [4].

Таким образом, основным показателем макроэкономической политики государства является уровень безработицы. В 2012 году он составил в Новгородской области 3,5% — это ниже чем в Северо-Западном федеральном округе на 0,4%, и на 1,7%, чем в РФ. Общая же численность безработных в России в возрасте от 15 до 72 лет составила более 5 млн чел, из них зарегистрировано всего 1,4 млн чел. Для повышения точности исследований необходимо изменить систему выборочного обследования занятости населения. Чтобы число обследуемых составило около 1% от 15-72-летних граждан. Информацию собирать не ежемесячно, а два или даже раз в год. Важно изучать положение одних и тех же людей для получения ценной информации о безработице в стране и в Новгородской области.

Литература

1 Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 30.04.1999 № 85-ФЗ (ст. 3).

2 Костаков В.Г. Безработица-зло или благо // Научно-информационный журнал «Вопросы статистики» 2012г. №12. С. 21-26.

3 Экономическая активность населения в возрасте 15-72 года. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd /free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/254.htm (дата обращения 04.04.2013).

4 «О состоянии законодательства Новгородской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса» из доклада губернатора Новгородской области С.Г. Митина. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/235/40953.php